Спектакль «Ночь нежна» по роману Ф. С. Фицджеральда, редакция 2008 года. Главный герой романа — психиатр Дик Дайвер — живет и работает в годы угасания эпохи джаза. Безысходно драматичная история его жизни и любви предстает в спектакле то как фрагменты изысканно-светской галлюцинации, то как этапы некой арт-терапии. Сумасшествие как художественный образ — иррациональный, ностальгичный, «акварельный» — растворено в атмосфере спектакля, в его обманчиво нечетком ритме, в изысканно стилизованной под шлягеры 30-х годов ХХ века музыке, в страстно-печальных словах песенок. Дик стремится диагностировать и вылечить весь мир, но забывает исцелиться сам... В спектакле звучат джазовые композиции 20-х — 50-х годов XX века. «Словно желая продлить субботовскую молодость, Юрий Смирнов-Несвицкий с юношеским упрямством остается верен произведениям, в любви которым признался однажды. Недавняя премьера продолжает традицию возобновления постановок, утерянных во время многочисленных переездов», — писала в отзыве на спектакль рецензент театральной газеты ProСцениум. Из рецензии Ольги Скорочкиной: «„Суббота“ не просто инсценировала знаменитый американский роман, бестселлер тридцатых годов: она примерила на себя великую тоску отдаленного от нее во времени и пространстве потерянного поколения. Она примерила на себя эпоху джаза с его лихорадочными наркотическими ритмами, тревожную ночную тишину этой эпохи, ее трагизм. В этом спектакле резко изменился стиль, и образ театра как изменился облик его героев. Точнее героинь: „Суббота“ женского рода, ее музой долгое время была девочка, плачущая в уличной кабинке телефона-автомата. Героини последнего спектакля Николь и Бетти Уоррен дамы пленительные и стильные, чуть сумасшедшие и загадочные. Они мечутся совсем на других улицах и перекрестках Парижа, Ниццы, Монте-Карло. Они же не согласны жить в унылых буднях, это их страшит больше смерти. И они пересекают моря и океаны, танцуют что-то пленительно-ностальгическое, довоенное, попадают на море — оно серебрится на стене и дороги их устланы разноцветными камешками. Таинственное мерцание серебристо-лиловых, бирюзовых тонов, бликов, сияющие глаза в темноте, лихорадочная и неистощимая жажда праздника... И сами герои спектакля, словно хрупкие ночные цветы. Так не одеваются ни в Париже, ни в Риме, так одеваются только здесь, в миражном театральном пространстве, на фантастической сцене Дика Дайвера. Правда, когда гаснут разноцветные огни, эта сцена в тусклом свете дня оборачивается клиникой для душевнобольных. И тогда упоительные джазовые интонации сменяются ночными хрипами и стонами. Героини сбрасывают свои кружевные балахоны под ними белые смирительные рубашки с длинными рукавами. Тогда понимаешь всё, что происходит в спектакле с героями все их кружения по миру, их приключения измены, морские прогулки, всё мираж, галлюцинация, видения больной души. Призрачная материя спектакля отрицает реальную границу между ночью и днём, жизнью и смертью, душевным здоровьем и болезнью. Его герои мечутся на маленькой сцене — меж светом и тьмой, явью и галлюцинациями. „Потерпите же, — утешает всех Дик, — мы сами хотим докопаться до причин, приведших вас сюда“. Этот спектакль разыгран по законам джазовой импровизации. Собственно музыки в нём немного, она тревожна и печальна (композитор Евгений Умаров), но актёры — подобно джазовым музыкантам ведут каждый свою тему, чутко прислушиваясь в ночной тишине к голосам людей, близких и далеких. И, может быть главная тема этого спектакля — одинокая душа, тоскующая по любимым людям с вечной и необъяснимой виной перед ними, вечной устремлённостью к ним и мучительной невозможностью соприкосновения. Ночь нежна и ночь трагична, говорит спектакль, где фантастически перемешалось то, что в повседневности навеки разлучено: жизнь и смерть, норма и болезнь, радость и страдание, любовь и предательство. Одно просвечивает сквозь другое, как проглядывают белые больничные рубашки героев этого спектакля сквозь диковинные кружевные накидки. Актёры „Субботы“ к их чести стоит заметить играют в новой для себя технике. Прежняя „Суббота“ больше всего признавала радостную коллективную слиянность голосов — здесь они обречены на одиночество: актёры общаются на языке легчайших душевных соприкосновений-отталкиваний, полужестами, полувзглядами, полунамёками. Они Демонстрируют сегодня не просто „лёгкое дыхание“ сверхлёгкое, существуя почти в бесплотных слоях атмосферы». #ТеатрСуббота #Субботаонлайн #лучшедома

Теги других блогов: театр спектакль Ф. С. Фицджеральд